Машиностроение Беларуси

14 февраля 2022 10:06
Категория: Машиностроение
finobzor.ru finobzor.ru

Машиностроительная промышленность – одна из важнейших отраслей экономики Беларуси. Она формирует более 20% объемов промышленного производства страны. Машиностроительные предприятия ориентированы преимущественно на внешний рынок. Так, доля Беларуси в мировом производстве тракторов составляет порядка 8%. Работа машиностроительного комплекса, наряду с нефтехимией и металлургией, формирует ВВП страны и является движущей силой экономики.

История развития отрасли

Формирование отрасли началось в конце XIX века, когда в крупнейших городах страны (Минске, Бобруйске, Витебске, Лиде) были запущены первые заводы. Активная фаза развития машиностроительного комплекса пришлась на послевоенные годы. В 1947 году Минским заводом были выпущены первые автомобили-самосвалы МАЗ-205, а в 1950 начался серийный выпуск тракторов. Вплоть до 1980-х гг. объемы промышленного производства постоянно росли и были одними из самых высоких в СССР.

Беларусь была первой страной на постсоветском пространстве, которой удалось преодолеть экономический кризис и восстановить к 2000 году уровень производства промышленной продукции до показателей 1990 г. С 2005 года происходит стабильное увеличение объемов производства.

Современное состояние

Предприятия страны специализируются на выпуске грузовых автомобилей, автобусов, спецтехники и сельскохозяйственных машин. На Беларусь приходится 30% мирового производства тяжелых карьерных самосвалов и 17% комбайнов. В восьмерку крупнейших мировых производителей колесных тракторов входит Минский тракторный завод.

В первой половине 2020 года ВВП страны резко сократился на 7,4% на фоне пандемии. Попытка государственных предприятий сохранить объемы производства вылилась в ухудшение финансовых показателей на микроуровне. Поэтому в 2021 году наблюдается замедление роста промышленного производства.

Ключевые игроки отрасли

autonews.ru
autonews.ru

Машиностроительный комплекс республики насчитывает более 1200 организаций, основными из которых являются:

  • ОАО «Амкодор». Один из ведущих производителей специализированных машин и оборудования как в Беларуси, так и среди стран СНГ. В состав холдинга входит 28 предприятий и 18 заводов. Компания ежегодно производит более 5000 единиц специальных машин высокого технического уровня. Предприятие занимается производством и реализацией дорожно-строительной, коммунальной, сельскохозяйственной, лесной, торфодобывающей и аэродромно-уборочной техники.
  • ОАО «Белорусский автомобильный завод» – основной мировой производитель карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей и строительной отраслях промышленности. Предприятие практически полностью ориентировано на экспорт. За 2021 год завод поставил на внешние рынки 93,4% от общего объема произведенной техники и комплектующих.
  • ОАО «Минский тракторный завод» считается одним из мировых лидеров по производству сельскохозяйственной техники. Предприятие занимается разработкой и производством колесных и гусеничных тракторов, мотоблоков, оборудования для сельскохозяйственных, коммунальных, строительных и лесных работ. За шесть месяцев 2021 года заводом было произведено свыше 17 тыс. единиц техники.
  • ОАО «Минский автомобильный завод» специализируется на выпуске автомобильной техники грузового и пассажирского назначения. Продукция соответствует европейскому экологическому стандарту Евро-5. Под маркой «МАЗ» с конвейера сходят седельные тягачи, бортовые автомобили, шасси под установку различного спецоборудования.
  • ОАО «Интеграл» является разработчиком, производителем и экспортером микроэлектронных компонентов и изделий электронной техники. Это целый комплекс предприятий и конструкторских бюро, обеспечивающих полный цикл создания изделий от этапа проектирования до серийного производства. Предприятие занимается выпуском полупроводниковых приборов, интегральных микросхем, медицинского оборудования, электронных часов и ряда других изделий.
  • ОАО «Минский моторный завод» – ведущее предприятие страны по производству дизельных двигателей. Выпускает более 250 модификаций двигателей, предназначенных для сельскохозяйственной, дорожной и строительной техники. За первое полугодие 2021 года заводом было произведено и реализовано свыше 170 единиц продукции, что свидетельствует о росте объемов производства по сравнению с показателями прошлого года.

Проблемы машиностроительного комплекса

agronews.com
agronews.com

Устойчивое развитие машиностроения требует больших удельных затрат по сравнению с другими отраслями промышленности. К факторам, замедляющим темпы развития, относятся:

  • медленные темпы обновления основных средств в машиностроительном комплексе;
  • низкая инвестиционная активность в отрасли;
  • снижение объемов производства практически по всем товарным позициям;
  • недостаточная конкурентоспособность белорусской машиностроительной продукции на внешнем рынке;
  • необходимость улучшения кадрового состава научно-производственного сектора отрасли;
  • снижение спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Преодоление существующих проблем позволит создать благоприятные условия для зарубежных инвесторов. Привлечение иностранного капитала в отрасль машиностроения будет способствовать скорейшему внедрению современных технологий в производство, что значительно повысит качество производимой продукции. 

Другие публикации
11 января 2024 13:30
К строительству нового завода, который будет...
25 сентября 2024 17:40
Заместитель премьер-министра Республики Беларусь...
22 января 2024 18:08
ОАО «Сморгонский агрегатный завод (САЗ)», которое...